В современном мире, где технологии меняются с каждым днем, требуется новый подход к образованию. Учителя не только обучают студентов знаниям, но и влияют на их развитие как личностей и граждан, которые способны критически мыслить, сотрудничать и применять свои знания в реальной жизни. В этой статье мы рассмотрим концепцию "педагог-новатор" и его важность в создании инновационной системы образования. В статье раскрывается понятие «педагог-новатор» в новом содержательном понимании.
Ключевые слова: педагог-новатор, инновация, новое педагогическое мышление, инновационная деятельность
Кто такой педагог-новатор? Современный педагог-новатор - это профессионал в области образования, который активно применяет инновационные методы и подходы к обучению, чтобы создать уникальную и эффективную образовательную среду. Он стремится перейти от традиционных методов преподавания к более интерактивному и практическому подходу, который активизирует учеников и развивает их критическое мышление и творческие способности.
Современный педагог-новатор обладает следующими качествами, такими как инновационное мышление: Он постоянно ищет новые методы и подходы к обучению, исследует использование технологий и других инструментов, которые могут улучшить процесс обучения и привнести новые возможности для учеников и студентов. Такое качество как гибкость и адаптивность необходимо современному учителю чтобы быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям учеников и образовательной среды. Он готов изменить свои методы и стратегии в зависимости от индивидуальных потребностей и интересов учеников и студентов. Он активно сотрудничает с другими педагогами, родителями и сообществом, чтобы создать благоприятную образовательную среду. Современный педагог-новатор понимает, что сотрудничество и обмен идеями могут привести к лучшим результатам и опыту.
Качество активного обучения - он ставит акцент на активном участии учеников или студентов в процессе обучения. Современный педагог-новатор использует методы, которые стимулируют учеников или студентов к исследованию, самостоятельному решению проблем и критическому мышлению.
Поддержка разнообразия: современный педагог-новатор признает и ценит разнообразие на уроках и старается создать инклюзивную образовательную среду, которая отвечает потребностям всех студентов и учеников, учитывая их различия.
Если перейти к методикам, которыми пользуется педагог-новатор, то смело можно заявить, что педагоги-новаторы используют различные методики и подходы к обучению, чтобы создать интерактивную и эффективную образовательную среду. Вот некоторые из них:
- Проблемно-ориентированное обучение: Студентам предлагаются реальные проблемы или задачи, которые требуют активного и критического мышления для их решения. Этот подход стимулирует учеников к самостоятельному исследованию, анализу и синтезу информации.
- Проектное обучение: Студентам предлагается выполнение длительного проекта, который требует активного взаимодействия с реальным миром и подразумевает применение различных навыков и знаний. Проектное обучение развивает творческое мышление, сотрудничество и проблемное решение.
- Кооперативное обучение: Ученики работают в группах, чтобы решать задачи и достигать общих целей. Кооперативное обучение развивает навыки коммуникации, сотрудничества и лидерства.
- Интерактивные технологии: Педагоги-новаторы активно используют интерактивные технологии, такие как интерактивные доски, компьютеры, планшеты и мобильные приложения, чтобы сделать уроки более интерактивными и увлекательными. Это может включать использование мультимедийных материалов, веб-ресурсов, онлайн-коллаборации и дистанционного обучения.
- Дифференцированное обучение. Педагоги-новаторы учитывают индивидуальные потребности и стили обучения студентов, предлагая различные задания и материалы, чтобы каждый студент мог достичь успеха. Дифференцированное обучение также включает использование различных методов оценки и обратной связи.
- Геймификация: Педагоги-новаторы используют элементы игры в обучении, чтобы сделать процесс более увлекательным и мотивирующим. Они создают игровые задания, балльные системы, соревнования и награды, чтобы стимулировать учеников к активному участию и достижению целей.
Это лишь несколько примеров методик, которые могут быть использованы педагогами-новаторами. Важно отметить, что каждый педагог может выбирать и комбинировать различные методики в зависимости от своих целей, потребностей студентов и контекста обучения.
Такие же методики были использованы мной на практике при участии в республиканском конкурсе «Учитель-новатор-2023». Я как руководитель и наставник подготовил и направлял учителей Высшего педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова, поэтапно руководствуясь правилами конкурса. Основной задачей было: всестороннее изучение работы учителей, создание единого коллектива и осуществление помощи своим сотрудникам в создании планов и съемки видеоуроков, предоставляя необходимое для участия в конкурсе. Цель конкурса – признание и распространение вклада педагогов в развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, поддержка и поощрение педагогических инноваций.
Конкурс проходил в два этапа. Участники конкурса являются преподавателями Высшего педагогического колледжа им. Ж.Досмухамедова- Сарсенгалиева А.Б, Тулегенова А.Т, Урашева А.Ж., Давлеткалиева Д.А.
Первый этап заключался в составлении поурочного плана, используя всевозможные педагогические цифровые технологии на уроках. Каждый преподаватель использовал различные инновационные подходы, которые открывают новые возможности для учащихся. Второй этап конкурса состоял из видеосъемки видеоурока с представлением педагога и ознакомлением с учебным заведением. Например, в номинации «Цифровые технологии в организации воспитательной работы» во время урока учитель демонстрирует интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс. Учитель уделял большое внимание работе учащихся в группе. Практические задания соответствовали уровню и возрасту каждого студента, методика и в целом урок был очень содержательным. Учащиеся усвоили материал и цели урока достигнуты.
Педагог продемонстрировала разнообразие современных подходов на уроке английского языка, в номинации «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся». Учащиеся на уроке показали высокий уровень активности, мотивации, взаимооценивания и навыков рефлексии. Учитель не только эффективно использует цифровые ресурсы на уроке, но и объясняет, почему был использован тот или иной ресурс. Урок прошел в дружественной и легкой атмосфере, а также был задействован творческий подход учителя.
В номинации «Дошкольное воспитание и обучение в условиях цифровизации образования», учитель методически грамотно и содержательно изложила конкурсный материал, целенаправленно использовала цифровой ресурс, применяя его не только как смену деятельности и динамическую паузу, но и мотивацию для дальнейшей деятельности. Педагог умело использовала пространство группового помещения – через организацию предметно-пространственной среды, связывает образовательную деятельность единым сюжетом, каждый этап предполагает «инсайт» для группы детей. Педагог подводит к самостоятельному умозаключению воспитанников, логическому выводу. Тема образовательной деятельности соответствует выбранному цифровому ресурсу.
Все учителя были сертифицированы и награждены как финалисты конкурса. Проделана огромная работа, и в дальнейщем поставлена задача развивать и внедрять все новшества в учебный процесс.
Внедрение технологий в образование нашего колледжа и в целом является одной из наиболее перспективных областей развития. Использование интерактивных досок, онлайн-курсов, образовательных приложений и программ, а также облачных технологий педагогов нашего колледжа открывают новые возможности для обучения и доступа к знаниям. Эти инновации позволяют учителям индивидуализировать обучение, учитывая потребности каждого ученика, и создавать более увлекательные уроки, что способствует повышению мотивации и учебных достижений. Они предоставляют возможность для интерактивного обучения, включая решение задач, обсуждение концепций и визуальное представление информации. Студенты также могут использовать планшеты и ноутбуки для доступа к различным образовательным ресурсам, приложениям и онлайн-курсам. С помощью VR-технологий студенты могут исследовать, погружаться в виртуальные лаборатории, посещать музеи, школы, страны в виртуальном пространстве, исследовать исторические события и многое другое. Это помогает им лучше понимать и запоминать информацию. А так же применяются в использовании различные онлайн-ресурсы и образовательные платформы для обучения и взаимодействия со студентами. Это могут быть онлайн-курсы, видеолекции, форумы для обсуждения, интерактивные задания и многое другое. Они предоставляют возможность для самостоятельного изучения материала и обмена идеями с другими студентами и преподавателями. Новаторские идеи предлагают внедрение более практического, проблемно-ориентированного обучения, которое помогает студентам развивать навыки критического мышления, сотрудничества и самостоятельности. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и лучшей подготовке к реальным профессиональным задачам.
Развитие новаторских идей педагогов также означает смену устаревших моделей оценки успеваемости студентов. Вместо традиционных тестов и экзаменов можно внедрить портфолио-оценивание, проектную деятельность и другие методы, позволяющие студентам продемонстрировать свои знания и умения в более реалистичных контекстах. Это способствует развитию самооценки, творческого мышления и умений решать проблемы.
Это лишь некоторые из интерактивных технологий, которые педагоги используют в обучении. Важно помнить, что эти технологии должны поддерживать цели обучения и быть в соответствии с потребностями и возможностями студентов. Наконец, важно проводить систематический мониторинг и оценку влияния новаторских идей на образование. Регулярный анализ результатов и эффективности новых подходов позволит корректировать стратегии и обеспечивать устойчивость изменений в образовательной системе.
Таким образом, развитие новаторских идей в образовании играет решающую роль в улучшении качества образования и подготовки студентов к вызовам современного мира. Путем внедрения новых технологий, обновления образовательных программ, усовершенствования методов оценки, обеспечения доступности образования и поддержки исследований в области образования можно создать более эффективную и адаптивную образовательную систему, способствующую развитию личности и успешной интеграции выпускников в современное общество.
Педагог-новатор - это ключевой игрок в создании будущего образования. Он обладает инновационным мышлением, готовностью к изменениям и способностью применять новые методы обучения. Педагог-новатор создает стимулирующую и вдохновляющую среду, где ученики могут развивать свой творческий потенциал и готовиться к вызовам будущего. Внедрение педагогических инноваций является необходимым шагом для обеспечения качественного образования и успешного развития общества в целом.
Высший педагогический колледж
им. Ж.Досмухамедова
А.Бижанов
Заместитель директора по информационным технологиям