ВЫСШИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    ИМЕНИ Ж. ДОСМУХАМЕДОВА

    Дистанционное обучение: трудности, преодоления и приобретенный опыт

    Президент Қасым-Жомарт Тоқаев:
    …Жалпы, соңғы жылдарда қашықтан оқыту тәсілі жаһандық үрдіс ретінде қалыптасты. Әлемнің көптеген жоғары оқу орындары бұл әдісті кеңінен қолданып келеді. Мұның артықшылығы да, кемшін тұстары да бар. Әсіресе қазіргідей карантин жағдайында бұған балама жоқ. Сондықтан алдағы уақытта оны жетілдіре түскен жөн.


     «Egemen Qazaqstan»  газетінде жарияланған сұхбаттан,
    5 мамыр  2020 жыл

    В условиях пандемии, как и все образовательные организации республики, наш педагогический колледж оказался в непростом положении, когда без должной подготовки нам пришлось переходить на дистанционное обучение. Мы столкнулись с новыми проблемами, к которым не были готовы  ни преподаватели, ни студенты, ни тем более родители. В то же время эта ситуация стала для нас вызовом: мы смогли мобилизоваться и реализовать все возможности для выполнения поставленных задач.

    Работа в новой для нас реальности позволила сформировать определенный опыт в работе, в которой можно выделить три основных направления: управление организацией  образования,  разработка и использование цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении, развитие цифровой грамотности педагогов. О каждом из них и будет мой дальнейший анализ.

    Особенности управления при дистанционном  формате обучения. В данной ситуации возникает необходимость использования возможностей   антикризисного ситуационного менеджмента. Теория  и практика такого менеджмента хорошо раскрыта для экономической отрасли. Вместе с тем функции и принципы ситуационного управления организацией едины во всех сферах, в том числе и образовательной. 

    Если при обычном режиме обучения все процессы управляемы и контролируемы, то в ситуации, когда весь педагогический коллектив и обучающиеся уходят на удаленный режим работы,  такие процессы, как качество преподавания и обеспечение студентов обучением через образовательный портал, могут перейти в разряд неуправляемых и трудно контролируемых процессов. Поэтому структура управления не могла оставаться прежней, она требовала корректировки, соответствующей ситуации. Для мониторинга  и оперативного решения возникающих проблем были созданы  несколько блоков (наподобие «бэк-офисов»), возглавляемых заместителями директора, и объединяющий их ситуационный центр («фронт-офис»), возглавляемый директором. Главной задачей было понять, как реагируют на меняющиеся условия студенты и преподаватели и, таким  образом, принимать соответствующие решения, обеспечивая высокий уровень качества обучения.

    Благодаря данной организационной структуре уже на старте удалось оперативно решить вопросы доступа к серверам и ресурсам всех студентов и преподавателей, обучения их навыкам работы на платформе и организации полноценного образовательного процесса по всем специальностям.

    В дальнейшем этот подход позволил ежедневно по блокам вести полный мониторинг посещаемости занятий студентами,  обеспечивать своевременное выполнение ими домашних заданий, качество контента учебного материала, загруженного преподавателями, соответствие содержания требованиям учебной программы, выявления возникающих проблем и оказания необходимой помощи для их решения. Вопросов было много. Например, не все студенты посещали занятия, не все вовремя выполняли задания. Пришлось работать с каждым студентом индивидуально. Для тех, у кого по месту проживания отсутствовала интернет-связь,  задания были отправлены по «Казпочте», с неуспевающими студентами и их родителями проводилась индивидуальная работа.  Были направлены видеообращения руководства для студентов и их родителей об особенностях дистанционного обучения.

    Руководители подразделений проводили мониторинг качества учебного контента. Как и все, кто занимается дистанционным обучением, мы столкнулись с проблемами создания собственных ресурсов и использования уже имеющихся. С целью повышения качества образовательного контента проводились серии тематических вебинаров: по отбору и адаптированию  имеющихся  цифровых образовательных ресурсов, подготовке  видеоуроков и онлайн- занятий и др.

    Цифровые образовательные  ресурсы для дистанционного обучения. Известные нам электронные образовательные средства, такие как мультимедийные учебники и учебные пособия, виртуальные лаборатории, тестовые системы, электронные учебно-методические комплексы, видеофильмы, видеоуроки, справочники, энциклопедии и другие материалы в цифровом формате,  и стали нашими основными ресурсами дистанционного обучения.

    В прошлом году нами на педагогическом совете был проанализирован уровень использования цифровых образовательных ресурсов и цифровой грамотности педагогов, утверждена программа «Цифровой колледж», а также определены основные направления развития цифровых ресурсов по специальностям подготовки педагогических кадров, в том числе развитие материальной базы. В результате проведена большая работа по установке QR-кодов и оцифровке учебно-методической и художественной  литературы для создания «Электронной библиотеки» и медиатеки по истории колледжа, расширена база электронных учебников и учебных пособий по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

    В августе 2019 года  с участием акима ЗКО Искалиева Г.Н. и председателя правления АОО «НИШ» Шамшидиновой К.Н. был открыт кабинет Науки и STEAM-образования для развития исследовательских навыков студентов по специальности «Начальное образование». Основатель и руководитель компании в сфере электронного образования «Bilim Media Group» Рауан Кенжеханұлы подарил колледжу годичный бесплатный доступ к образовательному порталу «BilimLand». В соответствии с программой подготовки кадров для дошкольного воспитания и образования приобретен кабинет с соответствующим оборудованием для раннего развития цифровых навыков и программирования. Приобретен цифровой лингафонный кабинет с программным обеспечением «Диалог NIBELUNG». Данная программа может преобразовывать обычный компьютерный класс в мультимедийную среду для обучения иностранным языкам. Программа для лингафонного класса позволяет управлять мультимедийными и web-ресурсами и может быть использована для преподавания и других дисциплин.

    Для развития собственных цифровых образовательных ресурсов при колледже создан ресурсно-методический центр (РМЦ) с лабораторией для разработки видеоресурсов, ведения ютуб-канала и веб-сайта колледжа. Сегодня РМЦ запущено более 150 видеоматериалов и учебных роликов, проведены серии семинаров и вебинаров не только для педагогов колледжа, но и области.

    Расширена роль веб-сайта колледжа http://pedcollege.kz/ru/. Сегодня на сайте функционируют активные ресурсы, такие как  ютуб-канал «Жаhанша-ТV», «Call-center» по оказанию помощи при дистанционном обучении, «Электронные учебники», «Авторские учебники», «Образовательные ресурсы», «Видеоуроки студентов для практики», «Виртуальные семинары» и другие. Каждый из них сегодня наполнен  актуальным контентом для дистанционного обучения, большинство из них является собственными образовательными ресурсами. Безусловно, работа продолжается, ведется отслеживание качества контента. О популярности ютуб-канала «Жаhанша-ТV» свидетельствует возросшее количество просмотров видеороликов, статистика канала еженедельно выдает посещаемость от 4 тыс. и более, только за апрель наш канал посетили 15,7 тыс. раз.

    На нашем сайте также имеются ссылки  на видеоресурсы НАО «Talap» (Кәсіпқор) МОН РК, через который преподаватели могут использовать видеоматериалы других педагогических колледжей страны. Благодаря организационной работе департамента ТиПО МОН РК колледжи республики активно стали делиться своими наработками на сайте  НАО «Talap»,  в том числе от нашего колледжа размещено более 40 видеоуроков и 63 других электронных ресурса.

    Надо отметить, что благодаря  активной работе преподавателей по созданию и  использованию  электронных ресурсов, контент дистанционного обучения стал более качественным и разнообразным. В то же время имеется дефицит  учебных материалов, заданий для интерактивной работы, нехватка цифровых образовательных ресурсов по учебным дисциплинам. Не разработаны и инструменты совместной интерактивной работы обучающегося и преподавателя в цифровой среде. Не у всех преподавателей есть навыки и умения по разработке компетентностно-ориентированных заданий, заданий  с обратной связью и  для самостоятельной работы студентов. Разработка четких требований по соблюдению принципов академической честности при выполнении заданий позволит  избежать плагиата и компиляции в образовательном процессе.

    Все это говорит о необходимости ведения непрерывной методической работы по формированию и развитию цифровой грамотности самих педагогов не только у нас. Большинство проблем являются системными, выявленными в условиях перехода на дистанционное обучение.

    Развитие цифровой грамотности педагогов и ИКТ-компетентности становится очень актуальным. Все давно поняли, что это не  только умение работать с компьютерным оборудованием, но и что-то большее. Чтобы наши преподаватели шли в ногу со временем, необходимо разобраться в тонкостях цифровой грамотности. 

     Исследователи отмечают, что цифровая грамотность, как и общая грамотность человека, «не имеет профессии». Цифровая грамотность педагога – это такая же система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий, как и у людей других профессий. По определению ООН, «цифровая грамотность – это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни». В 2011 году был опубликован подход экспертов ЮНЕСКО, описывающий цифровую грамотность через набор навыков, необходимых для работы с цифровым контентом. Исходя из этого, определены следующие уровни  цифровой грамотности:

    • Информационная грамотность (умение искать и находить информацию на разных ресурсах);
    • Компьютерная грамотность (свободное использование электронных ресурсов и оборудований в работе);
    • Медиаграмотность (умение искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность, критичность);
    • Коммуникативная грамотность (умение активно использовать современные средства коммуникации, соблюдение особой этики и норм общения в цифровой среде);
    • Инновационно-технологическая грамотность (умение разбираться в технологических трендах,  работать с новыми технологиями).

    Думаю, что эти уровни могут быть исходными данными для развития цифровой грамотности педагогов. Ведь понятно, чтобы развивать, сначала надо определить, на каком уровне цифровой грамотности  находится каждый педагог. Задача руководителя заключается в создании условии для развития каждого педагога, шаг за шагом вести их на следующие ступени цифровых умений. В связи с тем, что переход на дистанционное обучение осуществился неожиданно, и организациям образования и педагогам пришлось подтягивать свои цифровые знания на марше, осваивать на ходу новые навыки.

    У нас немало педагогов с достаточно высоким уровнем цифровой грамотности, они и стали консультантами других в работе с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). Совместно с РМЦ проводили отбор цифровых ресурсов; помогали в создании новых, модификации и адаптации имеющихся ресурсов, обеспечили  обмен цифровыми ресурсами, проводили обучающие семинаров и вебинары и др.

    Отрадно отметить, что сами студенты охотно осваивают новые возможности цифрового мира. Об этом говорят разработанные студентами видеоуроки по учебной практике, видеоматериалы, участие в челленджах «БізБіргеміз», спортивные и музыкальные ролики. Наблюдается активное участие студентов в онлайн-акциях колледжа к 75-летию Великой Победы, в разнообразных конкурсах к 175-летию Абая. Количество предложенных видеоматериалов по каждой акции и конкурсам сегодня значительно увеличились, чем в обычные учебные дни в колледже.

    Несколько слов о преимуществах и недостатках  дистанционного обучения и некоторые выводы.    

    Преимущества дистанционного обучения – в подготовке педагогических кадров. На мой взгляд, при кажущемся множестве недостатков, при хорошей организации дистанционное обучение может обеспечить достижения тех результатов, о которых сегодня говорит все продвинутое педагогическое  сообщество. Во-первых, оно может качественно заменить заочное обучение, которое действительно изжило себя; во-вторых, экономически выгодно как  студентам, так и колледжу (сюда относятся и цена за обучение, время для передвижения из села в город, низкая занятость аудитории и др.); в-третьих, расширится возможность получения второго диплома без отрыва от работы.

    Помимо этого есть и еще ряд важнейших преимуществ: приобретение бесценного опыта самостоятельной работы, навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации, составления выводов. Перечисленные качества приобретаются в ходе самообучения и самообразования студентов, в процессе которых формируются не только знания, умения и навыки, а и метазнания, метаумения и метанавыки.  И преподаватели не на словах, а на деле становятся тьюторами, менторами и направляющими фасилитаторами в процессе обучения.

    Недостатки  дистанционного обучения больше связаны с нашей неготовностью и неопытностью в организации такого формата обучения. Безусловно,  возможно снижение качества обучения, использование плагиата вместо собственной работы, отсутствие живого общения, эмоциональной поддержки детей,  возможности интерактивной работы по развитию навыков коммуникации, дискуссии и др. Обсуждение данных недостатков в рабочих группах показало, что каждый из них может стать достоинством при грамотном подходе. Например, умелое составление критериев оценивания, деятельностно-ориентированные домашние задания, четкие установки не дадут возможность списывать или использовать плагиат, проектные задания стимулируют проявление творчества и  индивидуальности.

    Думаю, не за горами тот день, когда дистанционное обучение станет нормой в образовательном процессе. Этот опыт показал, что нам сегодня нужны нормативно-правовые акты по организации данной работы в подготовке кадров. Не хватает разработок по методологическим, концептуальным основам организации дистанционного обучения.  Мы убедились, что учебные планы и графики учебного процесса должны быть гибкими, позволяющими организовать учебный процесс эффективно, с разными сроками завершения и сдачи экзаменов. Для организации самостоятельной работы учебно-методическая документация должна быть ориентирована на студентов (например, создание цифрового приложения «Handbook» по каждой специальности), с полным содержанием учебных материалов, критериев оценивания текущих, промежуточных и итоговых работ.

    Завершая данный своеобразный синтез методологических размышлений и практических действий, хочется отметить, что серьезный вызов, брошенный эпидемией, заставил нас «быстро ехать». Новый формат работы – это не только бесконечные трудности, но и множество новых возможностей. Преодолевая и используя их, мы поднимаемся на ступеньки выше.  

    Директор высшего педагогического колледжа
    им.Ж.Досмухамедова ЗКО
    Бахишева Светлана,
    доктор педагогических наук, доцент,
    председатель УМО по профилю «Образование»