МИССИЯ КОЛЛЕДЖА -подготовка специалистов с высоким уровнем личностных и профессиональных качеств, способных внести вклад в развитие педагогического потенциала Казахстана с учетом лучших отечественных и зарубежных практик.

Кайрлиева Алтынгул Жаксыгуловна
Директор
Тел.: +7 775 223 1252
Электронная почта: altin.uralsk@mail.ru

Уважаемые пользователи сайта!

Блог директора создан для преподавателей, сотрудников, студентов, родителей и связей с общественностью колледжа. Вы можете задать мне свои вопросы и направить свои мысли и предложения. Открытое и свободное обсуждение вопросов поможет развитию нашего колледжа, плодотворной работе руководства.

Уверена, что данная площадка станет важным механизмом эффективного обмена информацией и реализации поставленных задач, учитывая возможности решения многих проблем в нашей общей работе.

Мы постоянно открыты для обратной связи, и все заявления и предложения обязательно будут рассмотрены. Ни одна проблема не останется без нашего внимания.

«Использование технологии критического мышления на уроках общественных дисциплин» Преподаватель: Журекенова А.Б

преподаватель кафедры общественных дисциплин

Технология развития критического мышления вполне отвечает основным принципам компетентностного подхода в обучении. ТРКМ позволяет активно формировать такие образовательные компетенции, как умение организовывать планирование и рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы и отыскивать причины явлений, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своей работы. А также коммуникативные компетенции: владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

При организации учебного процесса с использованием технологии критического мышления главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. 

Роль учителя – в основном координирующая.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа: 

Первый этап работы называется стадия вызова.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). 

Задачи стадии реализации смысла: 

- помочь активно воспринимать изучаемый материал, 

- помочь соотнести старые знания с новыми. 

Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации.

Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. 

Задачи стадии рефлексии: 

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, 

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое». На разных стадиях используются приёмы и методы 

- Инсерт (активное чтение с маркировкой) 

-Кластер (гроздь) предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. 

- Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 

- Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. 

Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроке истории Казахстана при изучении темы «Переселенческая политика царизма. Депортация народов в период Советской власти».

На стадии вызова на обсуждение выносится следующий вопрос: 

- Почему Казахстан уделяет особое внимание национальному вопросу?

А также предлагается выполнить задание: 

- Назовите не менее 3-х факторов, играющих положительную и роль в развитии многонационального государства и проблем, которые могут возникнуть в таком государстве.

На стадии осмысления организуя  работу с текстом  «Политика царской власти по переселению» использую прием «Фишбоун» (рыбный скелет):

Проблема: Переселенческая политика царизма

Причины: 

• стремление снять остроту аграрного вопроса 

• создание социальной опоры

• последствия реформы 1861г(усиление крестьянских волнений)

• аграрный кризис в России начала ХХв, последствия Столыпинской реформы

Факты:

• строительство военных укреплений

• 1868 г. “Временные положения переселения крестьян в Семиречье”. Эти “Положения” имели силу до 1883 г

• 1886 г. "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством".

• “Правила” от 13 мая 1889 г. - свободное переселение жителей из Тобольской и Томской губерний в Семиреченскую, Акмолинскую и Семипалатинскую области.

• В 80-х годах XIX в. в Семиреченскую область были переселены из Кульджи уйгуры и дунгане. 

Выводы: 

В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры - 56 тыс.

В целом в начале XX в. по миграции Казахстан вышел на третье место после Сибири и Дальнего Востока.

На стадии рефлексии использовала прием «Понятийное колесо» и «Синквейн». 

Перед учащимися ставится задача раскрыть суть понятия  «Депортация».По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учащихся, определяет информационное поле данной темы. 

Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Например,

Депортация

Насильственная, страшная

Убивала, унижала

Страдал народ

Преступление

Мы учимся учиться, мы учимся жить в современном мобильном мире: анализировать, сравнивать, делать выводы, осмысливать, оценивать, выбирать информацию; размышлять и ставить новые цели. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить своих учеников к успешной жизни, к успешному будущему. 

Литература.

1. Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения  Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001

2. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.

3. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

4. Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html 

5. Клустер Д «Что такое критическое мышление?» 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 

7. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2

8. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, Издательство «Питер», 2000 г.

СВЯЗЬ С КОЛЛЕДЖЕМ
Адрес: Казахстан 090000, г. Уральск, проспект Нурсултана Назарбаева 173
Телефон: (7112) 24-03-72, 24-01-73, 24-03-45, 31-40-46
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ

Государственное коммунальное казенное предприятие "Высший педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова" управления образования акимата Западно-Казахстанской области
Западно-Казахстанская область, г.Уральск, Нурсултана-Назарбаева, 173

БИН 990940002548
БИК IRTYKZKA
ИИК KZ6096512F0007757685
Филиал AO «ForteBank» в г.Уральск. кбе 16
Уникод для клиента: СEA2272374

Сегодня 112

Вчера 150

На этой неделе 511

В этом месяце 2791

Всего 177176

Kubik-Rubik Joomla! Extensions

Посмотреть на карте Уральска