LESSONSTUDYIN EDUCATION: OPTIMIZING QUALITY AND ACHIEVING HIGH RESULTS
КошановаЗ.А., ШагиеваН.Н., Бекбулатова А.С., Джумагазиева А.К.
Высший педагогический колледж им.Ж.Досмухамедова, г.Уральск, Казахстан,
Higher Pedagogical College named after Zh.Dosmukhamedov, Uralsk, Kazakhstan,
Аннотация.
В данной статье рассматривается актуальная проблема современного образования – эффективные методы преподавания в колледжах. Рассматривается технологияLessonStudy как инновационный метод профессионального развития педагогов колледжа. Статья обсуждает практическое применение LessonStudy в контексте повышения качества образования, развития профессиональной культуры педагогов и адаптации обучения к индивидуальным потребностям студентов. Анализируются выгоды участия в коллективных учебных исследованиях и их влияние на мотивацию педагогов. Статья заключается в том, что LessonStudy способствует созданию обучающей среды, стимулирующей непрерывный профессиональный рост и улучшение качества образования в колледже.
Ключевые слова: технология LessonStudy, профессиональное развитие педагогов, активное обучение, профессиональная культура педагога, улучшение качества образования, индивидуализация обучения
Keywords: Lesson Study technology, professional development of teachers, active learning, professional culture of a teacher, improving the quality of education, individualization of learning
Современное образование сталкивается с множеством вызовов, и одним из ключевых вопросов является разработка эффективных методов обучения. В этом контексте технология LessonStudy, являющаяся японским методом профессионального развития учителей, выделяется как мощный инструмент для повышения качества образования. В данной статье мы рассмотрим, как применение технологии LessonStudy в колледже может стать ключевым элементом улучшения образовательного процесса и развития педагогической культуры учебного заведения.
Профессиональная культура преподавателей является ключевым элементом успешного образовательного процесса. В условиях современных требований к высшему образованию, использование инновационных методов, таких как технология LessonStudy, способствует развитию профессиональной культуры преподавателей в колледже. В данной статье рассматривается, как проведение уроков исследования (LessonStudy) в колледже способствует эффективному развитию профессиональной культуры педагогического сообщества.
LessonStudy - это метод профессионального развития учителей, в основе которого лежит коллективное планирование, преподавание, наблюдение и анализ занятия. Педагоги работают вместе над созданием занятия, затем проводят занятия и наблюдают. После занятия проводится групповой анализ, в ходе которого обсуждаются сильные стороны занятия и возможные улучшения.
Применение LessonStudy позволяет педагогам колледжа обмениваться опытом и разрабатывать более эффективные методики обучения. Коллективное участие в разработке занятий способствует выявлению наилучших педагогических практик и их внедрению в учебный процесс.
LessonStudy способствует созданию атмосферы взаимодействия и взаимопомощи среди педагогов. Они учатся друг у друга, взаимодействуют, чтобы улучшить методы преподавания и обогатить свой педагогический опыт.Педагоги, принимающие участие в LessonStudy, лучше понимают потребности и ожидания студентов. Этот анализ позволяет адаптировать занятия и методы обучения к уровню знаний и интересам студентов. Такой персонализированный подход укрепляет связь педагогов со студентами, способствуя более глубокому вовлечению в учебный процесс.Путем наблюдения за реакцией студентов на занятиях, педагоги могут адаптировать свои методики и подходы в соответствии с потребностями обучащихся, что способствует более эффективному обучению и усвоению материала.
Участие в LessonStudy усиливает мотивацию педагогов, так как они видят непосредственное влияние своей работы на образовательный процесс и успехи студентов. Это также способствует развитию профессиональной гордости, так как преподаватели становятся частью успешных образовательных исследований и практик.
Применение технологии LessonStudy в колледже не только улучшает методы преподавания и обогащает педагогический опыт, но и формирует сильную профессиональную культуру. Коллективное участие в планировании и анализе уроков, обратная связь и адаптация методик поднимают уровень образования в колледже и способствуют росту уважения к профессии педагога. Работа в команде над планированием, наблюдением и анализом уроков укрепляет взаимосвязи между членами педагогического коллектива. Эта коллаборация может привести к разработке совместных проектов и исследований, усиливая общий профессиональный ресурс колледжа.Развивая профессиональную культуру через LessonStudy, колледж создает обучающую среду, стимулирующую непрерывный рост и качество образования.
Участие в LessonStudy стимулирует преподавателей к поиску новых методов и техник обучения. Этот процесс постоянного обучения способствует повышению их компетентности и экспертности в области образования. Педагоги, участвующие в LessonStudy, становятся лидерами в применении инновационных педагогических методов, что способствует уважению их мнения как экспертов.
Применение технологии LessonStudy в колледже способствует созданию обучающей среды, ориентированной на качество образования и индивидуальные потребности студентов. Коллективное обсуждение и анализ занятий позволяют педагогам разрабатывать более эффективные стратегии обучения и улучшать свои профессиональные навыки. Эта технология не только способствует повышению качества образования, но и формирует сильное сообщество педагогов, стремящихся к непрерывному росту и совершенствованию своей педагогической практики, а также расширяет педагогические горизонты педагогов и укрепляет профессиональные связи, стимулирует их к инновациям и исследовательской активности.
В 2022-2023 учебном году группой преподавателей русского языка и литературы и информатики Высшего педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова Бекбулатовой А.С., Джумагазиевой А.К., Шагиевой Н.Н., под руководством зам.руководителя УМО по профилю «Образование» Кошановой З.А.была сформирована рабочая группа «Погружение в обучение».
Цель исследования: Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся через применение ментальной карты в обучении. В продолжении ряда занятий преподаватели искали ответ на исследовательский вопрос: как применение ментальных карт повлияет на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся? Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, потому что одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации учащихся является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном учебном занятии, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
По мнению передовых педагогов на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в колледжах еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности. Студентов мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Средством формирования данного навыка рабочей группой была избрана ментальная карта (интеллект-карта). Оно связано со спецификой экспериментальной академической группы обучающихся – это студенты 2 курса специальности 01140600 Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования, квалификации 4S01140602 Учитель русского языка и литературы, обучащиеся очно на базе основного среднего образования. Также учитывались преимущества ментальной карты для будущих специалистов-филологов. К главным преимуществам ментальных карт члены рабочей группы отнесли:
Качественное усвоение информации. Мозг мыслит нелинейно, мыслительный процесс базируется на ассоциациях, и ментальная карта даёт мозгу именно такую пищу.
Правильная расстановка приоритетов. Ментальная карта строится от сложного к частному и более простому. С таким подходом быстрее находится, что важно, а что можно оставить на будущее.
Промежуточные итоги. Легко контролировать уже решённые задачи, виден результат и продвижение к достижению поставленных целей.
Возможности доработки. Если поставить задачи на листке, невозможно поставить приоритетную задачу между уже имеющимися. В интеллект-карту можно дорисовать новую ветвь и быстро скорректировать движение.
Возможность упорядочения любых, даже самых сложных вопросов. Разложить по полкам сложные термины, разбить задачу на более мелкие, принять правильные решения — всё решается с помощью карты мыслей.
На этапе планирования цикла занятий рабочая группа провела анкетирование со студентами группы, предложив им вопросы открытого характера: Как ты оцениваешь свой навык самостоятельной работы; можешь ли ты назвать свою самостоятельную работу эффективной; что такое ментальная карта; знаешь ли ты сервисы создания ментальной карты; сможешь ли ты самостоятельно создать ментальную карту.
Результаты анкетирования были таковы: обучающиеся считали свой навык самостоятельной работы недостаточно сформированным, про ментальную карту многие слышали, видели карты других людей, а вот создать ментальную карту посредством интернет- сервисов могли лишь единицы.
Отталкиваясь от полученных результатов, было принято решение структурировать учебный материал цикла учебных занятий таким образом, чтобы восполнить пробелы обучающихся в теоретических основах составления ментальных карт и практике их создания.
Работа группы продолжалась в течение 5 недель с 10.04 по 12.05.2023г
Деятельность участников исследования LessonStudy была организована по этапам.
Для проведения первого этапа совместного наблюдения было проведено распределение обучающихся на уровни А (сильный), В (средний), С (слабый). После выделения обучающегося с типичными особенностями для каждого уровня за ним был закреплен один из участников группы.
Запись наблюдений за деятельностью обучающегося велась в рабочей тетради на различных этапах занятия, замечая степень ее соответствия или отличия от предполагаемого ими на данном этапе. Также наблюдателями отмечались критические ситуации: непонимание учебного материала, уклонение или отказ от выполнения вида деятельности, невключение наблюдаемого студента в работу пары или группы.
Сразу же после проведения учебного занятия проводился опрос исследуемого студента. Перечень предлагаемых вопросов: Что ты ожидал от сегодняшнего урока? Из своей работы на уроке, что ты можешь выделить как самое успешное? Чему конкретно ты научился на этом уроке? Что ты можешь в своей работе на уроке и по этому предмету улучшить? Какая часть урока была для тебя наиболее эффективна в плане того, как ты работал? Какую форму работы ты предпочитаешь: индивидуальную, парную или групповую и почему?
Следующий этап в работе - анализ деятельности студентов на занятии LessonStudy. Каждый из наблюдателей анализирует деятельность студентов по опроснику в рабочей тетради и делится с коллегами для улучшения планирования следующего занятия в цикле. Наблюдатели отмечают, какого прогресса достиг каждый из студентов, исходя из критериев успешности для данного студента, совпал ли этот прогресс с критериями успешности, которые вы определили для данного студента до урока, какие результаты показывают другие студенты в данной группе, насколько успешны или затруднены внедряемые на данном уроке метод / приём / форма работы, какой аспект (-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого студента.
На этапе самооценивания участники рабочей группы делали рефлексивный отчет и проводили самооценивание работы в группе по перечню вопросов: Насколько хорошо вы понимаете свои обязанности в фокус- группе? Насколько хорошо вы выполняете свои обязанности? Какие трудности испытывали вы лично? Что полезного вы взяли для себя? Чему научила вас ваша роль в фокус-группе?
После анкетирования и анализа результатов опроса студентов было проведено планирование первого занятия.
Первое занятие по технологии LessonStudy проводилось по дисциплине «Практикум русского языка» (преподаватель Шагиева Н.Н.). Тема занятия: «Предложение. Классификация предложений». Занятие планировалось совместно в рабочей группе. Это позволило переместить акцент с изучения материала по дисциплине на выработку навыка составления ментальных карт. На этом занятии обучающиеся получили сведения о концептуальных особенностях составления ментальных карт, правил их оформления, алгоритмов структурирования информации сплошных и несплошных текстов. Работа строилась по принципу технологии критического мышления «думай – в паре – поделись», когда обучающиеся изначально самостоятельно изучают материал, затем делают опорную схему в паре, и на конечном этапе, работая в группе, составляют ментальную карту, соблюдая все требования по ее оформлению и презентации.
Второе занятие по дисциплине «Цифровая грамотность» (преподаватель Джумагазиева А.К.) на тему «Технология BLOCKCHAIN» разрабатывалось по итогам наблюдения за обучающимися А,В,С на первом занятии. Оно было посвящено изучению интернет-сервисов для составления ментальных карт. Специфика дисциплины позволила организовать работу над составлением ментальных карт в парах в сетевом пространстве. Таким образом, процент самостоятельности при работе на занятии повысился.
На итоговом занятии по дисциплине «Технология критериального оценивания» (преподаватель Бекбулатова А.С.) по теме «Процесс суммативного оценивания за раздел/сквозную тему» студенты уже смогли не только самостоятельно, индивидуально структурировать информацию в формате ментальной карты, но и выбрать удобный способ ее презентации - от подготовки постера до предоставления ссылки на интернет-сервис, где расположена ментальная карта.
По итогам деятельности рабочей группы в Высшем педагогическом колледже им.Ж.Досмухамедова был проведен обучающий семинар «LESSON STUDY как модель профессионального развития педагога» с приглашением эксперта-консультанта по LS – Катаев Е.С, магистра технических наук, старшего менеджера филиала ЦПМ АОО «НИШ» в г.Уральск.