Формирование компетентностного подхода в преподавании русского языка
Габбасова Г.С., преподаватель русского языка и литературы педагогического колледжа им. Ж.Досмухамедова
В педагогических исследованиях последних лет, направленных на изучение различных аспектов подготовки педагога к будущей деятельности доминирует компетентностный подход, который служит мерилом успешности подготовки будущего учителя начальных классов.
Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органичном единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Поэтому помимо когнитивного (знания) и операционально-технологического (умения, опыт) компонентов, компетентностный подход предполагает наличие у учащихся внутренней мотивации к качественному осуществлению профессиональной деятельности, присутствие отношения к этой деятельности как ценности.
Высокий уровень компетентности по русскому языку необходим не только студентам-филологам, но и специалистам любого профиля. Значимость данного положения отмечена в Государственной программе развития системы профессионального образования Республики Казахстан до 2012 года, и в требованиях Государственных стандартов технического и профессионального образования. Подчеркивается острая необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Таким образом, значимой составляющей профессионального образования в колледжах является становление, развитие и совершенствование вторичной языковой личности студентов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности.
В условиях развития информационных коммуникационных технологий проблема развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов, как будущих представителей информационного общества, приобретает особое значение.
Использование информационных коммуникационных технологий в обучении русскому языку обеспечивает доступ студентов к широкому спектру современной информации с целью развития профессиональных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют развитию высокого уровня информационной компетентности, современного взгляда на технические науки, формированию профессионального мышления на русском языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов.
Понятие «компетентность» определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» как содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков. По мнению И.А. Зимней, компетентность всегда является актуальным проявлением компетенции.
В педагогическом колледже им. Ж.Досмухамедова формирование компетентностного подхода в преподавании русского языка осуществляется в условиях электронной методической системы (ЭМС) и эффективного применения возможностей интерактивной доски.
ЭМС по русскому языку создается по технологии создания электронной методической системы по методике обучения математике в начальных классах, разработанной доктором педагогических наук Курманалиной Ш.Х.
Разработанная нами электронная методическая система по русскому языку содержит следующие составные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельный, оценочно-результативный. Они реализуются за счет таких форм как модуль, гипертекст, интерактивные задания и тесты. Каждая из этих форм направлена на одновременное решение воспитательных, обучающих, развивающих функций.
Мы предлагаем рассмотреть урок по профессиональному русскому языку «Байтерек – символ Астаны».
Студентами выполняются следующие задания:
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Материалы к 1-му заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Курманалина Ш.Х. Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования.Алматы, 2002г.Алем.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.:Academia, 2000.
4. Курманалина Ш.Х. Характеристика индикаторов информатизации образования в Республике Казахстан- Омск, 2002г