ВЫСШИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    ИМЕНИ Ж. ДОСМУХАМЕДОВА

    Формирование духовно – нравственных ценностей личности в колледже Преподаватели: Искакова К.А., Шотова Г.С.

    Искакова К.А.,  Шотова Г.С. –  преподаватели кафедры педагогики и психологии педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова,  

    г. Уральск, Казахстан, тел: 8 (7112) 510681, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ

    Аннотация: В статье раскрываются вопросы духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в колледже на основе модели формирования личности в рамках отдельных внеаудиторных мероприятий, направленные на формирование высоких  ценностных ориентиров учащихся.

    Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, нравственные качества личности, ценностные ориентиры, внеаудиторное мероприятие, модель формирования личности.

    Iskakova K.,  Shotova G.  – teachers  of pedagogics and psychology department of teacher training college named  Zh. Dosmukhamedov, Uralsk, Kazakhstan,

     tel: 8 (7112) 510681, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE PERSONALITY IN COLLEGE

    Summary: The  article deals with the questions of spiritual and moral education of younger generation in college on the basis of model of formation of the personality within certain  out-of-class actions, directed on formation of high values  of pupils.

    Keywords: spiritual and moral education, moral qualities of the personality, out-of-class actions, model of formation of the personality

     

    “Нравственность – это склад души, 

    выражающийся в страстях и поступках”.

                                                                                                                 Аристотель

    Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и  в учебных заведениях. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Колледж оказывает значительное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня Казахстан провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. Духовно-нравственное воспитание начинается путём формирования соответствующего поведения, основанного на традиционных добродетелях.

    Модель воспитания личности в педагогическом колледже им. Ж.Досмухамедова г. Уральска (Казахстан) направлена на: формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированные мотивации, гармоничности эмоциональной, интеллектуальной, волевой и физической сфер её развития; приобщение учащихся к ценностям в области науки, искусства, культуры; воспитание устойчивой жизненной позиции личности; развитие склонностей и способностей личности путём вовлечения её в разнообразные виды деятельности; создание условий для самовоспитания и развития. 

    Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, соответственно модели воспитания колледжа:

    - наличие у студентов колледжа научного мировоззрения;

    - наличие нравственного сознания;

    - стремление к самореализации;

    - стремление к самовоспитанию;

    - сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и духовным ценностями. Духовность есть основа нравственного воспитания. Наша система воспитания реалистична, мы стараемся учить детей абстрактным понятиям, но важнейшей задачей является воспитание личности, готовой к самостоятельной жизни, к человеческому общежитию, способной осуществить правильный выбор.

    Нравственные черты личности формируются не только в рамках учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. В рамках внеучебной деятельности были проведены различные мероприятия, направленные на формирование высоких  ценностных ориентиров учащихся: доброта, терпимость, забота, целомудрие, любовь и уважение друг к другу.

    Например, при проведении внеаудиторного мероприятия «Доброта – нравственная ценность жизни» учащиеся, проанализировав «Сказку о любви»,  из пяти прекрасных девушек (Радость, Удача, Красота, Печаль, Доброта) выбрали Доброту, отметив, что без нее невозможно осуществить  взаимодействия с окружающим миром.  Добрыми делами воспитываются чувства.

    Стихотворение «Доброта души»

    Прикоснитесь ко мне добротой,

    И болезни смоет волной,

    И печаль обойдёт стороно

    Озарится душа красотой.

     

     Рисунок 1.  – Сказка о любви

    Каждому из нас необходимы любовь и верная дружба. Эти чувства  не приходят сами собой. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. 

    Развитию нравственного сознания учащихся также способствует их знакомство с жизнью, творческой деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. Например, при проведении воспитательного мероприятия «Личность и психология» студенты выражали  свое мнение, видение, понимание  высказываний великих людей («Любимую, никто и никогда, затмить не сможет ни одна собою…»- Петрарка, «Любви все возрасты покорны, её порывы плодотворны»  - Берн). Так же, в ходе проведения этого мероприятия знакомились и анализировали художественные произведения выдающихся художников. Искусство незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека. Кроме того, нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

      

    Рисунок 2.  – Картины художника М.Шагало

     Исходя из приведенных примеров внеаудиторной работы в колледже, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и студентов, направленная на формирование высших нравственных ценностей личности. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений.

    Библиографический список:

    1. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. -М.: Знание, 1988. 32 с.

    2.Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., РГПУ, 1995. 115 с.

    3. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г