Искакова К.А., Шотова Г.С. – преподаватели кафедры педагогики и психологии педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова,
г. Уральск, Казахстан, тел: 8 (7112) 510681, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация: В статье раскрываются вопросы духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения в колледже на основе модели формирования личности в рамках отдельных внеаудиторных мероприятий, направленные на формирование высоких ценностных ориентиров учащихся.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, нравственные качества личности, ценностные ориентиры, внеаудиторное мероприятие, модель формирования личности.
Iskakova K., Shotova G. – teachers of pedagogics and psychology department of teacher training college named Zh. Dosmukhamedov, Uralsk, Kazakhstan,
tel: 8 (7112) 510681, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE PERSONALITY IN COLLEGE
Summary: The article deals with the questions of spiritual and moral education of younger generation in college on the basis of model of formation of the personality within certain out-of-class actions, directed on formation of high values of pupils.
Keywords: spiritual and moral education, moral qualities of the personality, out-of-class actions, model of formation of the personality
“Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках”.
Аристотель
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и в учебных заведениях. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Колледж оказывает значительное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня Казахстан провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. Духовно-нравственное воспитание начинается путём формирования соответствующего поведения, основанного на традиционных добродетелях.
Модель воспитания личности в педагогическом колледже им. Ж.Досмухамедова г. Уральска (Казахстан) направлена на: формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированные мотивации, гармоничности эмоциональной, интеллектуальной, волевой и физической сфер её развития; приобщение учащихся к ценностям в области науки, искусства, культуры; воспитание устойчивой жизненной позиции личности; развитие склонностей и способностей личности путём вовлечения её в разнообразные виды деятельности; создание условий для самовоспитания и развития.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, соответственно модели воспитания колледжа:
- наличие у студентов колледжа научного мировоззрения;
- наличие нравственного сознания;
- стремление к самореализации;
- стремление к самовоспитанию;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и духовным ценностями. Духовность есть основа нравственного воспитания. Наша система воспитания реалистична, мы стараемся учить детей абстрактным понятиям, но важнейшей задачей является воспитание личности, готовой к самостоятельной жизни, к человеческому общежитию, способной осуществить правильный выбор.
Нравственные черты личности формируются не только в рамках учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. В рамках внеучебной деятельности были проведены различные мероприятия, направленные на формирование высоких ценностных ориентиров учащихся: доброта, терпимость, забота, целомудрие, любовь и уважение друг к другу.
Например, при проведении внеаудиторного мероприятия «Доброта – нравственная ценность жизни» учащиеся, проанализировав «Сказку о любви», из пяти прекрасных девушек (Радость, Удача, Красота, Печаль, Доброта) выбрали Доброту, отметив, что без нее невозможно осуществить взаимодействия с окружающим миром. Добрыми делами воспитываются чувства.
Стихотворение «Доброта души»
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороно
Озарится душа красотой.
Рисунок 1. – Сказка о любви
Каждому из нас необходимы любовь и верная дружба. Эти чувства не приходят сами собой. Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни.
Развитию нравственного сознания учащихся также способствует их знакомство с жизнью, творческой деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. Например, при проведении воспитательного мероприятия «Личность и психология» студенты выражали свое мнение, видение, понимание высказываний великих людей («Любимую, никто и никогда, затмить не сможет ни одна собою…»- Петрарка, «Любви все возрасты покорны, её порывы плодотворны» - Берн). Так же, в ходе проведения этого мероприятия знакомились и анализировали художественные произведения выдающихся художников. Искусство незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека. Кроме того, нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Рисунок 2. – Картины художника М.Шагало
Исходя из приведенных примеров внеаудиторной работы в колледже, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и студентов, направленная на формирование высших нравственных ценностей личности. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений.
Библиографический список:
1. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. -М.: Знание, 1988. 32 с.
2.Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., РГПУ, 1995. 115 с.
3. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г